Skip to content

04.11.2016

Алла Авилова: «Наступает время «индивидуалов» и «индивидуальной религиозности»»

Писатель и публицист Алла Авилова, чья повесть «Очередной мессия и его сын» сейчас публикуется в формате книги-блога в разделе «Опыты» на портале РелигиоПолис, в своем недавнем интервью отметила, что «в наше время не только общественный, но и объективный запрос на религиозное обновление несравнимо мощнее, чем желание придти к какой-то общей вероисповедной форме. Личные чувства и способности, собственные религиозные переживания в наше время значат для многих гораздо больше, чем традиционные предписания какой-либо «правильной веры»«.

Авилова убеждена, что «наступает время «индивидуалов» и «индивидуальной религиозности»» и что герой ее повести «олицетворяет дух нашего времени«.

С одной стороны, если верить таким выдающимся мистикам XX века, как Рудольф Штайнер, то человек, как существо, должен со временем духовно возрастать, а это означает качественную перемену в социальном устройстве и кардинальное обновление нынешних религиозных институтов. Однако, с другой стороны, наблюдая то как по-прежнему действенна в нашу эпоху пропаганда тоталитарных идей, рассуждения Авиловой мне кажутся слишком оптимистичными и касающимися немногих искателей горнего, осознавших потребность в религиозном обновлении, но предпочитающих индивидуальное развитие, а не участие в строительстве новой церкви. Правда, она говорит, что время религиозных индивидуалов «наступает», а не «наступило», но не верится, что оно наступит в скором будущем.

Быть может, более прав Великий инквизитор Достоевского, который говорил, что «нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться. Но ищет человек преклониться пред тем, что уже бесспорно, столь бесспорно, чтобы все люди разом согласились на всеобщее пред ним преклонение. Ибо забота этих жалких созданий не в том только состоит, чтобы сыскать то, пред чем мне или другому преклониться, но чтобы сыскать такое, чтоб и все уверовали в него и преклонились пред ним, и чтобы непременно все вместе. Вот эта потребность общности преклонения и есть главнейшее мучение каждого человека единолично и как целого человечества с начала веков. Из-за всеобщего преклонения они истребляли друг друга мечом. Они созидали богов и взывали друг к другу: «бросьте ваших богов и придите поклониться нашим, не то смерть вам и богам вашим! И так будет до скончания мира, даже и тогда, когда исчезнут в мире и боги: всё равно падут пред идолами«.

Как вы считаете — выполняют ли сегодня традиционные религиозные объединения задачу подлинного духовного развития человека или скорее они являются сдерживающим фактором его роста, приводящего все к некоему среднему знаменателю? Речь, разумеется, идет не о теории христианства или соборности, а о повседневной практике нынешних конфессий.



« »

Share your thoughts, post a comment.

(required)
(required)

Note: HTML is allowed. Your email address will never be published.

Subscribe to comments