Skip to content

02.01.2017

О БАГАХ И ИХ СИСТЕМЕ

acid_picdump_112_125
В состоянии тотальной перегруженности информацией и самыми разными, подчас противоречивыми, моральными императивами, так легко забыть про вечные ценности.  Ненавязчиво призывает взглянуть на собственные «системные баги».
Самое время поговорить о вечном, поскольку мир вокруг идёт коту под хвост, как это с ним вообще непрерывно происходит. Недостойному мне вдруг показалось, что этическую систему, которая я считаю лучшей, можно попытаться пересказать в нескольких абзацах.

«Лучшей» она является вот в каком смысле. Во-первых, она позволяет расти над собой, что до знакомства с ней казалось мне фундаментально невозможным, чем-то вроде вытягивания себя из болота за волосы. Во-вторых, коллектив, в котором большинство участников следуют принципам этой системы, постепенно «входит в резонанс» и может начать выдавать неожиданно хорошие результаты. Иногда понятные, но ранее для этого коллектива считавшиеся невозможными. Чаще же они оказываются чем-то из категории unknown unknowns: мы вообще не знали, что так бывает, поэтому такого рода результаты никак не детектировали и измерять не умеем, но всем ясно, что Это Хорошо.

Вот принципы этой этической системы.

1. Идеальных людей не бывает. Каждому человеку присущи существенные системные баги, с которыми можно и нужно бороться. Осознавать и помнить этот факт полезно, но недостаточно. Модель рассуждений «конечно, у меня есть баги, но я их знаю и контролирую, и поэтому у меня всё хорошо» ведёт к стремительному увеличению их количества и сползанию в хаос. Осознавать следует не только свою неидеальность, но и неидеальность любого другого исключительно хорошего и уважаемого человека. Это помогает, в частности, не пересобирать по кусочкам всю картину мира в момент, когда вы обнаруживаете такого человека совершившим нечто сомнительное или даже постыдное.

2. Идеально плохих людей тоже не бывает. Поступки — бывают. Из этого пункта не следует выводить моральный релятивизм («все серые»). Люди бывают очень хорошие и очень плохие, как бывают они очень сильные и очень слабые. Человек, с детства хиленький и много болевший, может стиснуть зубы, собрать волю в кулак, тренироваться и стать чемпионом. Для этого, конечно, нужна внешняя поддержка и нужно понимание цели — зачем вообще меняться? Это, к сожалению, редкость.

3. Единственная достойная цель в жизни — становиться лучше. В чём лучше и как, вопреки распространенному заблуждению, разработчик рассматриваемой этической системы намеренно не указал, и, хотя на этот счёт существуют различные разработки его последователей, очень важно помнить о пункте первом. Тем не менее, работать над собой это не мешает. Можно считать для простоты, что у вас есть встроенный прибор, который, когда вы становитесь лучше, вам об этом сообщает, и сообщает так, что не перепутаешь. Если вы считаете, что у вас такого прибора нет, поскольку ничего такого вы не замечали, то у меня для вас печальная отличная новость. Вы, наверное, догадались, какая (как пишут в рекламных материалах, у вас огромный потенциал). Не существует оправдания, достаточного для того, чтобы не заниматься этой деятельностью. Никто не может вас заставить этого не делать, включая ваши гены, воспитание, всю государственную машину и тд и тп. Чтобы становиться лучше, нет неподходящего времени и неподходящих обстоятельств. Разработчик данной этической системы счел нужным специально уточнить, что даже перед смертью стоит заняться именно этим (что не так уж парадоксально, если вдуматься: а какое занятие в этот момент лучше?)

4. Хорошая (и ничем не противоречащая предыдущей) вторичная цель — помогать (или по крайней мере не мешать) другим заниматься тем же. Не повелевать ими, не уничтожать, не делить искусственным образом на классы, не тратить своё драгоценное время на то, чтобы о(б)суждать других и рассказывать всем, какие они плохие, смешные или недостойные. Вместо всего этого лучше заняться пунктом третьим.

5. К сожалению, вы можете не только становиться лучше, вы можете незаметно становиться и хуже, и происходит это совершенно иным образом. Постепенно, без рывков. Встроенный прибор молчит и ничего не показывает. Вы всё больше времени посвящаете какой-то, если хорошо подумать, ерунде, и всё меньше — пункту третьему. Подумать некогда. Часть ерунды начинает казаться вам чем-то невероятно значимым, «работа» над ней превращается в болезненную зависимость, безумные поступки начинают казаться привычными и естественными. Самый близкий нам всем пример — «в интернете кто-то неправ». Как часто вы пишете какие-нибудь буквы с единственной целью — причинить неприятные ощущения другому человеку, унизить его и тем самым возвыситься над ним? Чёрт с ней с этикой, но разве это хотя бы рационально? К сожалению, интернетом подобная ерунда не ограничивается. Например, можно причинять боль другим людям, имея в качестве заветной цели приобретение чуть более низкого и обтекаемого автомобиля, абсолютно бессмысленного в мегаполисе с потребительской точки зрения. Ерунды вокруг очень много, естественное состояние вещей — хаос, и системные баги уж никак состояние дел не улучшают.

6. Чтобы как-то обезопасить себя от сценария из предыдущего пункта, стоит, как минимум, регулярно выделять время на то, чтобы не думать о ерунде, освежать в памяти всё вышесказанное и планировать свои действия по этому поводу. Этим хорошо заниматься в каком-нибудь красивом, спокойном месте, где ерунда не напоминает о себе непосредственным присутствием. Неизвестно, сколько на это стоит оптимально тратить времени, но последователями данной этической системы более-менее универсально считается, что делать это стоит не меньше раза в неделю. Отлично для этого подходят выходные и праздники. Провести время с семьей и друзьями это совершенно никак не мешает.

7. Всё.

Если вы считаете, что описаное выше — это не мой фантастический рассказ, а реально существующее мировоззрение, и даже думаете «маска, я вас узнал», то специально для вас вот ещё что скажу. Сопутствующая традиция и символика мне не очень близки, а онтология вообще кажется неправдоподобной. Как последнее утверждение сочетается с тем, что этическая система настолько сильна, я не знаю, и эта загадка мне кажется волнующей и восхитительной. В любом случае, я лично думаю, что нашу общую этическую систему взрослым людям вот именно такими словами нужно объяснять. Я думаю, что то, как всё это объясняют обычно, те слова, с которых, как правило, начинают, перестали действовать (я не имею в виду исходные user manuals, они тяжелы для восприятия, но устаревшими мне вовсе не кажутся, что, кстати, само по себе круто; я про упрощенные пересказы). В первую очередь потому, что сами используемые слова приелись, затёрлись, стали катастрофически перегружены историей, эмоциями, спорами, пропагандой и дополнительными смыслами.

PLAKHOV



« »

Share your thoughts, post a comment.

(required)
(required)

Note: HTML is allowed. Your email address will never be published.

Subscribe to comments