Skip to content

20.01.2016

Кинокефалы — кто они?

2

Геродот, древнегреческий историк, автор исторического трактата — «Истории», неоднократно путешествовавший по Северной Африке, описывая Карфаген в районе залива Габес и озера Шотт-Джерид, заметил: «Там обитают огромные змеи, львы, слоны, медведи, ядовитые гадюки, рогатые ослы, собакоголовые люди». Т. о., Геродот видел людей с необычными лицами, погоняющих рогатых ослов…
   Ктесий Книдский, древнегреческий историк, проживавший ещё до н. э. в Персии, простирающейся вплоть до Индостана, описывал кинокефалов как один из народов южной Индии, численность которого определил в 120000. Плиний (Гай Плиний Секунд) в «Естественной истории» упоминает  кинокефалов юга Индии: «В многочисленных горах там, обитает народ, имеющий собачьи головы, они одеваются в шкуры диких зверей. Вместо речи они лают; вооружены длинными когтями и живут охотой на лесных зверей и ловлей птиц небесных».
О собакоголовых людях пишут и почтенные христианские авторы. Так, например, Аврелиан Августин в работе «О граде Божием» вопрошает: «А что сказать о кинокефалах, собачья голова которых и лай скорее выдают их за животных, чем за людей?» Св. Августин, выходит, не сомневался, что псеглавцы существуют. Сведения о собакоголовых существах оставили многие европейские путешественники на Восток. Так, Журден Северак и Одорико Порденоне отмечают: «Живут тут идолопоклонники, нехристи, и они словно дикие звери по причине своего безверия и жестокости. Следует упомянуть в нашей книге об одних людях: знайте, по истинной правде, у всех здешних жителей и головы, и зубы, и глаза собачьи; у всех у них головы, как у большой собаки».
Путешественник Марко Поло оставил после себя книгу, бесценный источник по географии, этнографии и истории того времени, в котором не забывает сообщить нам: «И есть много островов, на которых обитают люди с песьими головами». Где эти острова располагаются, он не уточнил.
В 1252 — 1253 годах фламандец Биллом Рейсбрук, более известный под именем Гийома Рубрука, по поручению римского папы отправился с дипломатической миссией в ставку «монгольского хана». В граде, что он назвал Каракорумом,  он, в частности, весьма интересовался людьми с песьими головами, в существование которых жители средневековой Западной Европы свято веровали, так как на существовании этих чудовищ настаивали такие всеми почитаемые и крайне уважаемые лица как, например, видный латинянин Гай Юлий Солин в своей работе «Collectanea rerum memorabilium» (III ст. н. э.). Свое описание северных, неведомых ранее земель сей монах-путешественник завершил словами: «Я пытался разузнать о чудовищных людях, о которых поведал Солин. Татары говорили, что никогда не видели ничего подобного. Поэтому, именно поэтому  мы очень сомневаемся, что они говорили нам правду».
Рис. 1. На этом изображении «кинокефалы» напоминают …

Рубрук сетовал: «Как это так, авторитетные люди настаивают на существовании людей с собачьими головами, а монголы (русские — автор) хитрят, изворачиваются, не желают раскрыть истину. О, злое коварство варваров!» Рубрук, видимо, обиделся…

В Западной Европе да и во всём мире существует множество изобразительных источников, подтверждающих, казалось бы, существование кинокефалов — нежити с собачьими головами(см. рис. 1-4)…


Рис. 2. Справа кинокефал показывает язык средневековым персам, слева индусы осаждают цитадель псеглавцев.
…Во времена правления римского императора Деция, в 248 году, человек, носивший имя Репрев (Ρεπρεβος) был взят в плен во время боя в северной Африке в местности Мармарика, располагающейся западнее дельты Нила. Позже он без взысканий от начальства служил в Numerus Marmaritarum , римской когорте Cohors III Valeria Marmaritarum , в подразделении мармаритов, где в основном служили берберы. На каком языке разговаривали берберы в те времена, сейчас никто не помнит. Был этот легионер кинокефалом (собакоголовым), как, впрочем, и все его сородичи… Ещё до крещения Репрев уверовал во Христа. После просвещения он получил имя Христофор и обратил в христианскую веру множество сородичей ( см. рис. 5).  Есть несколько версий, по одной из которой его именем до крещения было Офферо, и он родился в Ханаане. Итак, кинокефалы могли жить не только в Африке, но и в Азии.

А на карте Генриха Майнцского (XV-XVI в.) написано: «Рипейские горы — граница Азии и Европы; река Танаис (Дон — автор). Здесь живут мерзкия люди Грифона, нечестивыя кинокефалы«. На Эбсторфской карте мира песьеглавец вооружен луком и стрелой, рядом значится легенда: „Кинокефалы зовутся так, потому что у них песьи головы и личина; одеждой им служат звериные шкуры, а голос их — собачий лай“. На карте мира, просвещённого французского картографа Пьера Деселье (Дьепская картографическая школа, 16 в. н. э.) на северо-востоке „Московии“ в области „Colmogora“  помещена миниатюра русского охотника-промысловика (или эсхатологического бойца Гога и Магога, одетого в шкуры, вместо лука и стрел в руках у него уже ружье, но вместо лица по-прежнему пёсья морда с переломанным носом. Мы встречаем одного из кинокефалов — Полкана —  в числе «сильных богатырей», вместе с Самсоном Колывановичем и Святогором, в свите кагана Владимира. Т. о., свита русских монархов имела соответствующее облачение… Видимо, жителям Ливонии русские представлялись некими чудовищами, а разубедить их не представлялось возможным. Думаете, надо было оправдываться?..

Рис. 3. «Кинокефалы» удивляются…

Рис. 4. На картине надпись: «Le Cinocefale». Кинокефал, как видите, что-то ест.

Рис. 5. Святой «кинокефал».

Ещё одно изображение кинокефала в красных штанах — http://www.eaudrey.com/myth/cynocep hali.htm

Быть может, кинокефалы мыслились первоначально как «псы Господни»? В подтверждении этой версии здесь размещено фото одной фрески:
Андреа да Фиренце.
Св. Доминик спорит с еретиками.
Фреска. Флоренция, начало XIII века.
Перечисляя свои аргументы, святой загибает по-русски пальцы; в нижней части показано, как собаки спасают овец от волков (слово «доминиканцы» использовалось в игре слов: domini canes — «псы Господни»).
domini canes

Кинокефалы заняты не своим делом…  Они обычно пашут, сеют и воюют.Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона.  Македония.



« »

Share your thoughts, post a comment.

(required)
(required)

Note: HTML is allowed. Your email address will never be published.

Subscribe to comments