Skip to content

23.07.2016

«ДЗЕНЬКИ»

    1. ТИГР

     Как-то Борик играл в "Наводку" с мастерами дзэн по имени — Клейн и Ольсон, и ребенком по имени Ольсеныш. Стремясь выиграть, Борик, обращаясь к Ольсенышу, к слову "кот" добавил слово "тайга".

     Ребенок, несколько удивленно посмотрев на него, ответил "волк". Тогда Ольсон сказала "тигр" — и они с Клейном выиграли. Борик в отчаянье всплеснул руками.

     — Сказал бы "зоопарк", — сказал ему ребенок, — и выиграли бы мы.

     2. ХРОНОЛОГИЯ

     Однажды мастер дзэн Клейн попытался выучить мастера дзэн Ольсона основам японской хронологии.

     — Когда началась эра Камакура? — спрашивал он и, если в ту же секунду не слышал ответа Ольсона, сам повторял, — в 1192-ом году.

     — А когда закончилась? — в 1333-м году, — повторял он вслух вместе с Ольсоном.

     — А когда была эра Мейдзи? — спрашивал он Ольсона, который никак не мог запомнить цифр. И заставлял ее вместе с ним декламировать — с 1868-го по 1912-й год.

     Так продолжалось довольно долго и однажды Клейн решил проверить знания

     Ольсона. Выбрав момент, когда она читала газету, он приблизился к ней и неожиданно произнес громким голосом: "Камакура?!!"

     — Мейдзи… — тут же мелодично отозвалась Ольсон.

     3. СТАРАНИЕ

     Одна, ищущая просветления женщина, упрекнула как-то мастера дзэн Клейна в том, что тот не старается в постижении дзэн.

     — Как же так, — воскликнул Клейн, — я и вчера медитировал, и позавчера, и три дня назад. Как же не стараюсь?

     — Что толку, что ты стараешься! — последовал ответ.

     4. ЛИРИКА

     Мастера дзен Клейн и Ольсон, беседуя друг с другом, иногда выражали свои мысли в стихах. Известен такой их диалог.

     — Ты скажи мне, дорогая, сколько ли до гэ Шанхая?

     — Мао.

     — Ты скажи мне, дорогой, сколько ли до гэ Ханой?

     — Бяо.

     5. ВОПЛОЩЕНИЕ ДЗЕН

     Мастер дзен Ольсон воплощала дзен в каждом своем действии. Мастер дзэн Клейн никогда не скрывал своего восхищения искусством Ольсона и любил беседовать с ней о воплощении дзэн.

     При этом он всегда повторял: "Ты только не разговаривай".

     6. НАСТОЯЩИЙ ДЗЕН

     — Читая тексты дзэн, собранные в других книгах, — сказала как-то мастер дзен Ольсон, — нельзя не заметить, что там говорится о разных мастерах дзэн, тогда как у тебя речь всегда идет только о двух.

     — Ха! Это и есть настоящий дзэн, — ответил мастер дзэн Клейн.

     7. КУКУРУЗА

     Некий ученик, приблизившись к мастеру дзэн Зяблову, отдыхавшему в тени свинарника после работы в поле, спросил: "В чем смысл постижения дзэн?"

     — Мы выращиваем поросят не для того, чтобы они ели нашу кукурузу, — ответил мастер.

     8. ПТИЦЫ И РЫБЫ

     Однажды ученики поспорили: "Каждый ли из них овладеет искусством дзэн?"

     Рассудить их спор они попросили мастера дзэн Зяблова.

     — Необходимо разделять, — ответил тот. — Здесь — вода, а здесь — воздух. Здесь — рыбы, а здесь — птицы. Как бы одни не летали, а другие не ныряли.

     9. ПОСТОЯНСТВО

     Будучи учеником, мастер дзэн Клейн часто обращался к своему учителю с вопросом: "Какова роль ума в постижении дзэн?"

     — Умным может быть любой дурак, — неизменно отвечал учитель.

 

10. ТАРАКАН

Даосский монах Федор Иванович, увидев как мастар дзэн Клейн замахнулся тапочком на таракана, сказал:

     — А я тараканов никогда не убиваю.

     И, улыбнувшись, добавил:

     — Я им лапки обрываю. И на сковородку бросаю. И жарю как семечки.

     11. ПОСТИЖЕНИЕ ГАРМОНИИ

     Одна достойная женщина, изучавшая дзэн под руководством мастера дзэн Клейна, постигнув во время медитации гармонию мира, воскликнула:

     — Как в природе все взаимосвязано: перебьешь мух — слоны подохнут!

     12. НИЧТО НИ ОТ ЧЕГО

     Еще одна достойная женщина, также в течение долгих лет изучавшая дзэн под руководством мастера дзэн Клейна, совершила однажды, применив свое постижение дзэн, выдающийся поступок. Придя вскоре после этого к своему учителю, она поблагодарила его за наставничество и сказала так:

     — Я не смогла бы победить, если бы заранее не знала, что ничто ни от чего никогда на самом деле не зависит.

     13. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

     Мастера дзэн Ольсон и Клейн практиковали утреннюю гимнастику. Однажды, восхитившись изяществом, с которым Ольсон поднимала и опускала гантели, Клейн подошел к ней и, глядя в глаза, сжал руки на ее талии. Ольсон же от удивления, напротив, разжала руки.

     В историю дзэн мастер Клейн вошел как "Учитель со сплющенными пальцами".

     14. СКОЛЬЗКАЯ ДОРОГА

     Как-то зимним вечером мастер дзэн Клейн в сопровождении двух учеников возвращался в храм по скользкой дороге. Вдруг один из учеников поскользнулся и упал.

     — Что нужно сделать, если один ученик упал? — тут же спросил мастер.

     — Пнуть! — хором воскликнули оба ученика.

 

Клейн 

 

____________________________
____________________________________________

 



« »

Share your thoughts, post a comment.

(required)
(required)

Note: HTML is allowed. Your email address will never be published.

Subscribe to comments