Skip to content

25.08.2015

ЭВОЛЮЦИЯ И ВЕКТОР ЕЕ РАЗВИТИЯ

0_c09b5_bf27fb7c_XXXL

Растущая Вселенная – растущая Земля – растущее Человечество — растущий Человек
Что снаружи, то и внутри, что внутри, то и снаружи…

Аннотация: изложены основные положения поливихревой картины Мира. Показан экспоненциальный характер любого процесса с его 6-ю стадиями развития. Исходя из этого, обоснована неправомерность концепции «устойчивого развития» в строгом смысле этого слова относительно текущей 5-й стадии процесса глобализации.

Ключевые слова: глобализация, «устойчивое развитие», структура процесса, растущая Земля, Человечество, поливихревая концепция, структурно-функциональная модель.

Постановка проблемы, её актуальность

Статья написана для Круглого Стола: «Глобалистика и ноосферная парадигма глобального развития», проводимого 15 мая 2015 года в Санкт-Петербурге. Существуют разные мнения о сути глобализации вплоть до её отрицания, о её масштабе и времени появления. Тем не менее, её проявления оказывают своё нарастающее  влияние на нашу повседневную жизнь. Мыслящие люди задают себе вопрос: «Что ждет Человечество на планете Земля в XXI веке?». Этот вопрос становится всё более актуальным, ибо наше здоровье на 80% определяется нашим мировоззрением, которое влияет на нашу психику и политику.. И существует масса литературы по теме «устойчивого развития». Но возможно ли, реально ли оно в наше время бурных перемен?

 Кто ответит на эти вопросы? Наука? «Горькая правда состоит в том, что путь рациональной научной теории, бурно развивавшейся в последние столетия, оказался тупиковым» – сетует доктор политических наук, профессор МГУ И.А. Василенко. – «Поднявшись на вершины рационализма, прогрессизма и технологизма, человек увидел, наконец, такие «бездны» прогресса, которые заставили его содрогнуться и переосмыслить весь пройденный путь» [1, с. 4, 5]. О том же пишет и известный аналитик С. Переслегин: «Наука уже давно перестала быть генератором новых смыслов. Разучилась она и интегрированию, укрупнению смыслов. Упаковывать же смыслы в форматы, допускающие практическое применение в бизнесе или на государственном уровне, академическая наука никогда не могла, а отраслевая  — не хотела» [2, с. 290]. А сегодня она вообще занята борьбой с т.н. «лженаукой», хотя та одна из немногих, кто продуцирует новые смыслы.

Цель статьи – раскрыть сущность «глобализации», включив его как планетарный процесс в более общий космический закон на основе поливихревой концепции, и показать, что понятие «устойчивое развитие» не соответствует содержанию пятой стадии процесса глобализации, существующей в настоящее время. Емкость проблемы и формат статьи определяет эскизный характер изложения.

Моя статья написана не в научном, а в аналитическом формате. Аналитика и наука – это две сопряженные сферы человеческого знания о Мире. Основными видами знания принято считать: 1) житейское; 2) практическое; 3) художественное; 4) научно-рациональное; 5) иррациональное; 6) личностное. Если наука, как одна из форм знания, основывается только на научно-рациональном виде знания и на материале Вещественной Реальности, которая занимает лишь 4% от всего состава Вселенной (структурные уровни Голографической Реальности, которые занимают остальные 96%,  она не знает и не изучает), то аналитика, как аналогичная форма знания, использует все виды знания, при этом ведущим остается научно-рациональный вид знания [3]. Общим теоретическим основанием для аналитического исследования служит мировоззренческая картина Мира (МКМ), а конкретным основанием – принятая модель объекта исследования (ОИ).

Какая принята МКМ и модель в данном обзоре? Детально они изложены в моих монографиях [4, 5]. МКМ основана на факте существования разнородной Первичной Среды Мира, находящейся в постоянном изменении своих свойств и состояний. Закон этого изменения – от исходного свойства/состояния до противоположного. И от него – вновь к противоположному (отрицание отрицания), т.е. к квазиисходному из-за сдвига в параметрах  в силу разнородности среды. Возникает направленность, цикличность и спиралевидно-вихревой характер движения изменений среды. След такого единичного цикла (его геометрия) имеет вид ленты Мёбиуса. Алгебраически этот закон изменений имеет вид гиперболы: X*Y=const, физическая аналогия – перетекание жидкости в сообщающихся сосудах. Неопределенно большое количество (НБК) таких циклов, воспринимаемых как волны Среды, формирует волновые структуры разного масштаба, т.н. поливихри, и Вселенную как поливихрь максимального размера.

Разнородность Мира придает ячеистый характер Среде. Первичная Среда (ПС), или Пустота даосов, вся разнородна по своим свойствам и состояниям. Именно в силу своей разнородности она находится в состоянии постоянной изменчивости своих свойств. И это изменение, хаотичное вначале, в конечном счете направленно, т.к. оно может идти только от исходного состояния к противоположному – и обратно. Любая разнородная ячейка/домен ПС в своем изменении проходит три стадии своего развития: 1) начальное, с ламинарным типом своего изменения, названное Квантовой Реальностью («Раннее небо» даосизма); 2) срединное, с турбулентно-вихревым, точнее поливихревым (двухспиралевидным) типом движения волн Среды, названное Вселенной («Позднее небо» даосов); и 3) конечное состояние, с турбулентным, хаотическим типом движения, названное Хаосом (т.е. сначала «Большой Рост», а лишь потом «Большой Взрыв»). И так цикл за циклом, меняясь в индивидуальных параметрах, но не меняя Закона Изменений. Из закона изменений вытекает бинарность и противоположность как свойства Мира. Поэтому в каждой ячейке ПС формируется всего лишь два вида матриц и программ развития – планетно-звездная и гуманоидная. Зародыши их  («Я-изначальные») возникают в Квантовой Реальности («смутные облики Раннего неба» в даосизме), а зрелые формы существуют на стадии Вселенной. Человек – срединное существо Мира: он имеет гуманоидную душу (астрально-ментально-духовный комплекс – АМДК) и планетное биологическое тело с его энергетическим двойником (витальное тело) из полевого субстрата Вещественной Реальности. В нем воплощен принцип бинарности, двойственности. Во Вселенной существуют лишь два вида сущностей: 1) планеты (со своим миром), переходящие в звезды (условно детско-юношеская и взрослая формы существования); и 2) гуманоиды, переходящие в людей, богов или демонов. Два вида сущностей – два вида  материальных энергоинформационных потоков соорганизации Среды Мира – Вещественного и Голографического.

Из МКМ вытекает концепция поливихревой системы «импульса-отклика» и соответствующие структурные модели для её качественного анализа. Основная модель – структурно-функциональная (СФМ) – имеет вид пентатетраэдра (см. рис.1).

Основной закон Вселенной – рост, расширение, усложнение. Это относится к любому ее объекту – атому, галактике, планете, человеку, человечеству. В какой-то степени этот закон отображается в феномене кластеризации физических, химических, биологических систем  [6]. Для планеты Земля её рост и расширение подтверждается всем геологическим и палеонтологическим фактажом [7]. Правда теоретическое обобщение этого фактажа в целом отстаёт в академической геологической науке, т.к. она покоится на идее 17-18 веков о формировании планет из пыли и газа и постоянстве размеров планеты. Для Человечества рост его населения и расширение его обитания на планете после Потопа – тривиальный факт, не требующий подтверждения, к тому же носящий экспоненциальный характер как доказал С.П. Капица. Рост и усложнение человека от зародыша до своего зрелого состояния – тоже не вызывает возражения. Этот процесс закономерен для любой системы – политической, идеологической, филологической, атомарной и т.д.

Вернемся конкретно к процессу глобализации. Глобализация – это конкретизация проявления в системе «планета-Человечество» вселенского закона роста и усложнения поливихревой системы «импульса-отклика». Глобализация – это планетарный процесс кластеризации Человечества в единое целое из множества проживающих на планете людей. Подобно тому, как в свое время в биосфере Земли проходил процесс цефализации – укрупнения и усложнения нервной сети в биоорганизмах и создание центральной нервной системы (ЦНС) с руководящим центром, мозгом в голове  высших животных в ходе биологической эволюции,  так  и в социальном теле Человечества происходит аналогичный процесс  формирования связей в виде вещественных, энергетических, информационных потоков: товаров, технологий, финансового капитала, идей и т.д. Естественно, что при этом формируется управляющий этим процессом генерирующий центр – гецен Человечества (т.н. «тайное правительство»).

Процесс глобализации в системе Человечество начался не XX-м веке как думают многие – в нём он лишь явно проявился наружу. Начался он с появлением на планете первых гуманоидных душ из Гуманоидного сектора Вселенной и их вселения миллионы лет назад в биологические тела водных существ типа дельфинов (см. теорию эксклюзивов В. Тена [8]). Первая стадия этого процесса завершилась появлением первобытнообщинного строя, вторая – появлением государств шесть тысяч лет назад. Напомню, что любой процесс имеет экспоненциальный характер нарастания своих параметров с гиперболическим обострением в его конце и проходит шесть стадий своего развития с уменьшением длительности каждой стадии. Надеюсь, все помнят график экспоненты и высказывания синергетиков по поводу гиперболического завершения. Более детальное дробление процесса и выделение 64-х узловых точек было сделано еще три тысячи лет назад и зафиксировано в древнекитайской «Книге Перемен» (И Цзин). Детализировано в виде метода «генодрева» Е. Антоновичем  [9]. Третья стадия процесса глобализации – появление империй и их развала: «Заметим, что Рим в период II-III веков тоже говорил о глобализации» [2, с. 267]. Четвертая стадия началась с эпохи великих географических открытий (XV-XVI века), формирования колоний, появления мануфактур, капитализма и т.п. С появлением мировых войн эта стадия развития Человечества  вступила в свое завершение. Пятая стадия процесса глобализации началась в 70-х годах XX-го века. Она продлится до 60-х – 70-х годов  XXI-го века. На начало 70-х годов XX-го века указывают многие авторы и факты: 1) смена энергетической решетки Земли; 2) появление «детей индиго»; 3) перестройка общественного сознания; 4) появление новых, компьютерных, технологий; 5) появление концепции и признаков постиндустриального общества; 6) обвал устойчивого роста мировой экономики: «С начала 1970-х годов весь рост экономики носит либо случайный, либо спекулятивный характер» [10, с. 504].  И.т.д.

Следствием глобализации на этом этапе стал быстрый рост социальной сети в виде роста количества ТНК (до 60-ти тысяч, не считая 450 тыс. дочерних компаний) и МФК (международных финансовых компаний). При этом «мы наблюдаем образование группы высокоразвитых практически самодостаточных стран, которая всё более уходит в отрыв от подавляющего числа стран остального мира» [11, с. 209]. Это США, Евросоюз (ЕС) и Япония – из 500 крупнейших ТНК и МФК в мире им принадлежат 444 компании (на 1996 год), т.е. 92%.

«Создав всемирные коммуникационные сети, человек окончательно превратил себя в часть чего-то большего, чем он сам. Человеческое общество получило новое – информационное – измерение… Человечество изменилось. Оно…перестало ограничиваться простой совокупностью индивидов… Роль и место идей как таковых в развитии человечества качественно возрастает… в информационной эре… реальность зачастую сначала именно придумывается и лишь потом создается… Идеи вполне по-марксистки оборачиваются главной материальной силой, стремительно влекущей человечество новыми, всё более извилистыми путями его развития» [12, с. 15, 19-20].

Это высказывание М.Г. Делягина насчет роли идей характеризует не только современную информационную эпоху, как может показаться, но и более ранние времена. В V-м в. до н.э. возник импульс буддизма, инициируемый Буддой, формирующий многие регионы Азии и погружающий их в мир покоя и нирваны. В противоположность этому импульсу – возникновение христианской религии на основе идей Христа и Павла и возникший на её основе активный Западный индустриальный мир. Следующий мощный идейный импульс глобализации как планетарного процесса (синтезирующего характера) возник в начале VII-го века с появление религии ислама. Идея единого Бога, единой религии – не для «избранного» народа, а для всех людей и народов планеты – пронизывает учение Мухаммеда и меняет мир того времени, создает новую эпоху: «сами мусульмане понимают свою цивилизационную миссию как всемирную, они убеждены в том, что «духовно-нравственные постулаты Ислама приемлемы для всего человечества»51

Именно поэтому в мусульманской политической культуре отсутствует национализм… Политическая культура ислама содержит идею единства человеческой истории, планетарного бытия и мышления через единение религий и культур… мусульманская культура пронизана духом универсализма: она обращает внимание не на разделение, обособление, противопоставление народов в силу особенностей их исторического бытия, традиций, быта, ценностных ориентаций, а на единение всего рода человеческого» [1, с. 110, 112]. Ислам не стал опорой для индустриального развития мусульманского мира. Ибо это был импульс для формирования человека шестой стадии глобализации. Он был нацелен в Будущее.

К сожалению, в мире пятой стадии глобализации господствуют не выше названные религии и культуры, а религия/культура  «вещицизма: потребления, наслаждения и наживы», разрушения традиционных моральных ценностей (недаром в ней появилась доктрина «управляемого хаоса»). Т.е. в ней господствует импульс вещицизма и наживы. Какой импульс будет господствовать в шестой стадии, формировать её?

Один и тот же объект можно классифицировать по разным основаниям: по смене технологий, смене экономических укладов и политических форм правления, по смене религий и культур, мировоззренческих картин и т.д. Можно накладывать их все на объект (заниматься его районированием) и выделять зоны совмещения/пересечения. К примеру, рассуждения авторов под руководством М.Г. Делягина о видах эволюции человеческого общества [12] можно расширить и представить в виде структурно-функциональной модели (СФМ) из области системно-структурного моделирования. Основные компоненты данной СФМ – виды эволюции и связи между ними – представлены ниже ( рис. 1):

  1. — эволюция информационной сферы Человечества;
  2. — -//-        индивидуального сознания;
  3. — -//-        биологическая;
  4. — -//-        технологий;
  5. — -//-        общественного сознания;
  6. — -//-        биотехнологий (киборгоизация);
  7. — -//-        культуры общества;
  8. — -//-        воздействия внешней среды.

Генерирующие импульсы идут из сферы Идеального – из информационной сферы Планетно-звездного сектора Вселенной и из инфосферы Гуманоидного сектора Вселенной. Взаимодействуя, они формируют инфосферу Человечества, импульсы из которой направляют его развитие, в частности процесс глобализации.

Признаки глобализации сегодня – это и интеграция финансовых рынков, и планетарное информационное пространство Интернета; и управляемый хаос локальных войн и революций по смене политических режимов; и разширение общественного сознания до отрицания своей традиционной морали, культуры и…своего тела (кибергоизация); и сверхвиртуальные компьютерные игры и миры с полным погружением сознания; и смена характера труда, и многое другое. «Человечество меняется всё больше, всё быстрее и всё по большему числу направлений… рост числа направлений изменений вида предвещает грядущий качественный скачок развития, переход его в новую плоскость, новое измерение» [12, с. 29]. В новую, шестую ступень своего развития. О таком переходе пишет и С. Переслегин: «содержанием современной исторической эпохи является попытка фазового перехода от индустриальной фазы развития к следующей, которую мы называем когнитивной… Постиндустриальная катастрофа, вероятность которой достаточно велика, может произойти в форме эскалации локальной войны в систему войн с применением оружия массового поражения, в форме нарастающего валютно-финансового кризиса, в форме глобального кризиса управления территориями» [2, с. 211]. Сработают все три фактора. Но период хаоса, цивилизационный спад и переход к следующей фазе займет не 6-7 веков, как прогнозирует С. Переслегин [2, с. 268]., а по моей диагностике не больше 300-х лет.

Перейдем к проблеме т.н. «устойчивого развития». Вопрос об устойчивости либо неустойчивости развития, т.е. процесса, – это вопрос выбора критерия, отсекающего один этап развития от другого, типа числа Рейнольдса, отделяющего ламинарное состояние процесса движения жидкости от турбулентного. Для этого обычно берется отношение одного этапа к другому. В работе Ю.Л. Мазурова и В.С. Тикунова [13] поднята важная проблема измерения устойчивости развития социума, включаемая в более общую проблему параметризации антропосферы и ноосферы. Верно указано на необходимость определения термина «устойчивое развитие», выбора соответствующих индикаторов (параметров) и критериев их обоснования, расчет/снятие показателя и анализ полученных данных. Авторами взято взято отношение ПРt+1 / ПРt  ≥1, где: ПР- потенциал развития; t – базовый период; t+1 – проектный (сравниваемый) период, чтобы говорить об устойчивом, т.е. линейном характере развития. Но как доказано и эмпирически и теоретически, любой природный процесс цикличен и нелинеен и подчиняется степенным зависимостям и в первую очередь экспоненте, что обусловлено его поливихревой природой. Поэтому единица будет характеризовать лишь начальную и, отчасти, среднюю часть процесса. Другие части процесса не будут подчиняться этому соотношению.

Выводы.

Вся проблема «устойчивого развития» высосана из пальца, направлена на создание очередной ниши по поглощению денежной массы и избыточного человеческого капитала. Ибо из анализа структуры процесса глобализации ясно, что об устойчивом развитии Человечества говорить можно применительно лишь к его первым двум-трем стадиям, а не к пятой стадии, с её «управляемым хаосом», тем более, когда она подходит к концу, к своему фазовому барьеру перехода в новую, конечную стадию с её катастрофичным завершением (элегантно названным «гиперболическим обострением»).

Глобализация в её нынешней форме/стадии ставит мат проблеме «устойчивого развития». Говорить об устойчивом развитии Человечества в конце пятой стадии глобализации – это нонсенс, показ своего научно-теоретического невежества. И если это простительно для лживых политиков, то непростительно для ученых. Даже ради «зарабатывания денег».

В целом, глобализация шествует по планете, невзирая на её непринятие отдельными людьми, даже если они имеют ученые степени и звания. Примером непонимания сути глобализации, слепоты авторов может служить сборник научных статей составителя А.Ю. Ашкерова  [14].

Литература 

  1. Василенко И.А. Политическая глобалистика: Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2000. – 360 с.
  2. Переслегин С. Новые карты будущего, или Анти-Рэнд. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, СПб.: Terra Fantastica, 2009. – 701 с.
  3. Курносов Ю.В. Аналитика как интеллектуальное оружие. – М.: РУСАКИ, 2012. – 613 с.
  4. Бугаёв А.Ф. Глобальная экология: Концептуальные основы. – К.: СПД Павленко, 2010. – 496 с.
  5. Бугаёв А.Ф. Основы системно-структурной философии. Психофизика человека // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.20023, 16.01.2015.
  6. Лахно В.Д. Кластеры в физике, химии, биологии. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. – 256 с.
  7. Блинов В.Ф. Растущая Земля: из планет в звезды. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 272 с.
  1. Тен В.В. Прощай, обезьяна: правда о возникновении человека. – СПб, 2013. – 352 с.
  1. Антонович Е. Третий путь развития философии и общества: Книга 1. Философия триединого синтеза. – СПб.: ДЕАН, 2007. – 528 с.
  2. Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. – М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2005. – 619 с.
  3. Удовик С.Л. Глобализация: семиотические подходы. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2002. – 480 с.
  4. Братимов О.В. и др. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи (под ред. М.Г. Делягина). – М.: ИНФРА-М, 2000. – 344 с.
  5. Мазуров Ю.Л., Тикунов В.С. Измерение устойчивости развития социума: от интерпретации к расчетам // ИнтерКарто/Интер ГИС 11. Устойчивое развитие территорий: теория ГИС и практический опыт. (Материалы Международной конференции Ставрополь – Домбай (Россия) – Будапешт (Венгрия) 25 сентября – 3 октября 2005г.), с. 21-36.
  6. Сумерки глобализации: Настольная книга антиглобалиста: сб. – М.: АСТ, 2004. – 348 с.

 

А.Ф. Бугаёв



« »

Share your thoughts, post a comment.

(required)
(required)

Note: HTML is allowed. Your email address will never be published.

Subscribe to comments