Skip to content

23.04.2016

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ВРЕМЕННОГО, ПРЕХОДЯЩЕГО И ТОГО ДИВНОГО, ЧТО ЖИЗНЬЮ ЗОВЕТСЯ

29

В плену парадигм (часть 1)

«История – не поваренная книга с проверенными рецептами. Она учит через аналогии,
а не через аксиомы. Она может объяснить последствия предпринятых шагов
в сходных ситуациях, однако каждое поколение  должно само открыть для себя,
какие ситуации являются на самом деле сходными»

История, к которой мы привыкли, носит эмпирический, описательный характер. Колесо жизни вращаясь, оставляет следы на пыльной дороге людских начинаний. Эти следы[1] подвергаются историками тщательному анализу и изучению. Затем представляются в виде длинных линейных описаний и нескончаемых лент фальсификаций[2]. По сути, история  в учебниках  – это в большинстве своем некая мозаики дат и событий, «хранилище анекдотов и фактов, расположенных в хронологическом порядке[3]». Эти знания по происшествию нескольких лет пост-школьной жизнь превращаются в яркий ковер фрагментарных осколков понимания, сотканный из чудом задержавшихся в голове узелочков памяти. Исторические киноленты, снятые в «эпоху постмодернистских исканий», добавляют в представления человека  дополнительную неразбериху и ирреальность исторического временного ряда. Так, часть людей свято верит в то, что удалось вычитать в пыльных исторических повествованиях и высмотреть в новых фильмах о былом, иные не обращают вообще внимания на странные записки  о прошлом, третьи противостоят им и пытаются изменить ход истории…Каждый раз исследователь упирается в своеобразные границы «допустимого восприятия», которое и предписывает как «правильно» оценивать то, что найдено, вычитано… Эти границы «правильного, допустимого восприятия» называютсяпарадигмами. Парадигмы позволяют объяснить мир в упрощённом виде и предсказать его «поведение». Некто, находящийся внутри парадигмы с трудом может вообразить себе какую-то другую парадигму[4]. Парадигмы обеспечивают в восприятии замену «реальности» на  «суждения о реальности», на некие абстрактные мнения о том, что есть что[5]. Человек перестает смотреть, видеть, замечать, так как он все время активно автоматически «вспоминает», но вспоминает исключительно то, что допустимо в его ПМК (Привычной Картине Мире[6]). Все остальное чудо… а чудес не бывает…И как показывает история развития человеческого общества, в какие-то определённые моменты, наработанные модели, парадигмы мышления перестают работать. Люди же пытаются упорно идти вперёд, используя при этом выверенные временем дедовские рецепты, опираясь на «здравый смысл», который перестал быть здравым, а стал своеобразной «темницей заблуждений», и именно «здравый смысл» (лужайка сцепленных парадигм, подкрепленных опытом) вынуждает человека думать, что будет так, а не иначе, потому что «так» уже  случалось в прошлом. Собственно еще Ф.Бекон писал, что людям свойственно верить в то, что они хотят считать правдой.  Хотя все чаще становится заметно, что «ход истории беспорядочен, причины непостижимы, а итоги проследить невозможно»[7]. Формальные теории не дают алгоритма обработки исторической информации, упираясь в различные ограничения неполноты[8], неразрешимости[9], невозможности выразить истину[10] и пр.Итак, необходимо также понимать, что преобразование человеческого событийного плана лежит в области двойного изменения: не достаточно  преобразовать реальную ситуацию, ее необходимо начать воспринимать ее иначе.  Человек существует как бы в двух мирах одновременно. Один – это мир реальности, где события разворачиваются  в пространстве и времени. Второй – это  мир восприятия, в  котором сдвиги  происходят в виртуальности, на уровне мышления и психологических реакций. В связи, с чем стоит вспомнить замечание Маккиавели, о том, что нет ничего труднее, чем изменить существующий порядок вещей, и добавить с улыбкой: «ведь он же и обусловленный нашим восприятием этих самых вещей». Мы сами (точнее наши мозги) делам мир невыносимым или восхитительным, удручающим или свободным… с помощью дорогих мозгу парадигм и моделей, на базе любимого «здравого смысла» и безапелляционного знания сути вещей.

accident-30
Рис. 1. Старые парадигмы не работают: мир поменялся

[1]Это своеобразная трасология в большей мере кабинетного характера
[2] Термин «фальсификация» употребляется в широком смысле и подразумевает то, что каждый исследователь обладает определенными  ожиданиями, которые базируются на его вере в определенные закономерности. Это автоматически настраивает восприятие человека в рамках допустимых им «границ восприятия». Тут уместно вспомнить высказывание Э.Канта о том, что наш интеллект навязывает природе свои законы, но, увы, не факт, что эти законы верны: мы постоянно на внутреннем плане фальсифицируем события под ожидаемые модели. Стоит отметить, что состояние «фальсификации» не есть «причуда человека», а есть конкретным нейрофизиологическим процессом человеческого мозга, то есть «спрыгнуть» с него мягко выражаясь затруднительно.
[3] Структура научных революций, Кун Т., с.18.
[4] Например, уже во времена Аристотеля рабовладение рассматривалось как естественный и единственно верный способ развития общества. Исходя из последующих этапов развития человеческой цивилизации, другие сценарии были также вполне допустимы. «Эффект парадигмы» не позволяет воспринять каких-то данных по-новому, и, по своей сути, препятствует отступлению от принятых взглядов на жизнь, на нормы, на правила.
[5] Красиво и интересно об этом написано в сказке Андерсена «Голый король»: вера и заблуждения мешают человеку увидеть очевидные вещи, а коллективная поддержка иллюзий формируют устойчивые ложные образы и массовые подмены.
[6] Своеобразной  оранжерее различных парадигм
[7] Цивилизация, Фелипе Фернандес-Арместо, с.14
[8] Теорема Геделя
[9] Теорема Черча
[10] Теорема Тарского

« »

Share your thoughts, post a comment.

(required)
(required)

Note: HTML is allowed. Your email address will never be published.

Subscribe to comments