Skip to content

18.07.2016

Советы интересующимся 

Если жгучее стремление к духовным достижениям не оставляет вас ни на секунду, и вы настолько вдохновлены примером учителей, Учением Будды
Шакьмуни и осознанием пользы, которое оно может принести всем живым существам во Вселенной, что не в силах больше ждать, значит, вы готовы к
затвору. Вы полны неудержимого желания стать таким же, как ваши учителя, развить бодхичитту, осуществить ступени пути к просветлению.

Для начала посетите групповой затвор, который проводит квалифицированный наставник в месте, благоприятном для медитации. Если этот опыт наполнит
вас энтузиазмом и вдохновением, тогда посетите больше групповых затворов. После этого придет понимание, достаточно ли у вас сил, чтобы
оставить восемь мирских забот и удалиться в одиночное затворничество. В вашем сердце должно быть то же страстное стремление к осуществлению
цели, какая бывает у юного влюбленного, и та же непреклонность, что отличает храброго воина. Если все обстоит именно так, то вам необходимо
найти подлинного духовного наставника и изучить те темы, которые вы хотели бы осуществить на практике в затворе.

Если вы усмиряете свой ум под непосредственным руководством квалифицированного духовного наставника и чувствуете в себе желание и способность следовать его наставлениям, а он, без какого-либо давления с вашей стороны, советует удалиться в одиночный затвор, знайте ‒ время пришло. Вы, конечно, вправе сказать учителю, какой именно затвор хотели бы пройти, но в конечном итоге нам лучше последовать его рекомендации. Если удалиться в затвор,
нарушив наказ учителя, то все может обернуться пустой тратой времени, денег и усилий помогающих вам людей.

Затворничество может стать самой блаженной и в тоже время самой трудной работой в нашей жизни. Правильно выполненный затвор сжигает  отрицательную карму и разрушает эго. Бодхичитта должна быть развита в нас до такой степени, чтобы страдания других существ были для нас просто невыносимы, а глубокое отвращение к самсарическому существованию стало неподдельным. Без этих качеству у вас едва ли получится вынести тяготы затвора.

Имеет смысл поискать благодетелей, которые поддержат вас, ведь тем самым они обретут заслуги, которые накапливаются за время затвора и создают
причину для собственной уединенной практики. Созерцатель в этом случае также извлечет пользу, ведь он будет трудиться не только на благо «всех
живых существ» (что само по себе ‒ идеал, трудно достижимый), но на благо вполне «реальных» людей, и это позволит ему укрепиться в своем
намерении.

‒ Можно ли совершать краткосрочные затворы, если нет возможности удалиться в длительный?

Лама Еше советовал нам проводить месячный затвор по крайней мере раз в год для подзарядки своей «духовной батарейки». На протяжении десяти лет я
проходила месячные, трехмесячные, полугодичные и годичные затворы, прежде чем уйти в свое первое четырехлетнее затворничество.

Затворничество похоже на спорт: приходится шаг за шагом тренировать тело и ум, развивать свои навыки, выполняя особые и общие предварительные практики, а также тантрические затворы по приближению божества в соответствии с наставлениями учителя. Особенно полезна практика однонаправленного
сосредоточения [шаматхи].

‒ О чем следует помнить, удаляясь в затвор?

Кьябдже
Рибур Ринпоче говорил, что мы должны видеть цель в очень отдаленной перспективе и идти к ней без напряжения. Научитесь избавляться от
напряжения, проявлять доброту к самому себе и наслаждаться жизнью без опоры на внешние объекты. По крайней мере, в этом состоит одна из целей
затвора. А иначе мы и там не расстанемся со своим беспокойным, вечно соревнующимся, самоуничижающим умом. Лама Еше говорил нам, что для
практики Дхармы нужно здоровое эго. Эти слова особенно актуальны для практики в затворе, в противном случае наше невротическое поведение там
только укрепится. Поддерживайте в себе уверенность в собственных силах, опираясь на осознание ценности совершенного человеческого рождения и
логически обоснованную веру в путь к просветлению. Черпайте вдохновение в примерах, что подают нам учителя, взрастившие те качества, которые мы
намереваемся развить в затворе.

Не забывайте и о верном союзнике в практике Дхармы ‒ памятовании о смерти и непостоянстве. Затворничество подразумевает отказ от привязанности к нашей личной самсаре, поэтому мы не должны забирать свои привязанности с собою в затвор. Оставьте хотя бы те свои влечения, которые обусловлены реалиями внешнего мира: если мы уйдем в затвор с электронной почтой и мобильным телефоном ‒ успеха нам не видать!

Поскольку в затворе участвует и наше тело, оно должно быть здоровым и сильным. В затворе мы учимся питаться здоровой пищей, осознавать энергию тела с помощью йоги, ци-гун и расслабления.

Место, где проходит затвор, играет не последнюю роль. В токсичной окружающей среде созерцатель может заболеть. Я бы предпочла проходить затвор в Дхарам-центре или в месте, которое благословили святые, иначе слишком велика опасность различных вмешательств. Крайне важно даже то, кто будет помощником, снабжающим вас всем необходимым в затворе. Желательно, чтобы он принял прибежище у того же ламы, что и вы, был добр, заботлив и мог бы совершать для вас покупки на протяжении всего затвора.

И самое главное, что понадобится вам в затворе, ‒ это легкость, эмоциональная гибкость, чистые помыслы и вера в то, что все происходящее – благословение учителя!

‒ Что делать, если не получается уйти в затвор?

Лама Атиша сказал, что лучший способ достичь духовных достижений – практиковать в затворе. Если удалиться в затвор не получается, то
снискать их можно, преподавая Дхарму. А если и тут возникают препятствия, тогда поддерживайте тех, кто в затворе.

Лхундруп Ньингдже (Пола Чичестер) в настоящее время помогает ламе Сопе Ринпоче
Перевод Дели Лиджи-Гаряевой



« »

Share your thoughts, post a comment.

(required)
(required)

Note: HTML is allowed. Your email address will never be published.

Subscribe to comments